Негоже играть на руку недругам Азербайджана

0
608

 

«Нам не впервые, мы биты много раз, сотрудники Института истории привыкли к подобным атакам наших недругов», – об этом заявил заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии, директор Института истории, академик Ягуб Махмудов, комментируя статью «Бакинская арифметика: число «26» в Азербайджане становится запретным», посвященной событиям вокруг закрытия бакинского кафе «26» (Twenty six). Опус некоего Станислава Тарасова был опубликован на сайте проармянского информационного агентства “Regnum” и содержит претензии в адрес академика Ягуба Махмудова. Ему вменяется в вину то, что он так и не опубликовал документы, подтверждающие, что Степан Шаумян в 1909 году был членом Бакинского отделения Революционной партии Армении («Дашнакцутюн») и Москвой ему были даны поручения в связи с созданием «Восточно-армянского Анатолийского государства».
По словам историка, это вовсе не так, проармянски настроенный автор просто не в курсе изданий Института истории или же сознательно врет, вводя читателей в заблуждение. Соответствующие материалы на русском языке опубликованы в десятках книгах, брошюрах, выпушено четыре тома документов. Например, опубликован документ от 1908 года о том, что Шаумян входил в Бакинский комитет партии «Дашнакцютюн». Хотя Шаумян и позиционировал себя в качестве большевика, на деле являлся одним из ведущих деятелей партии «Дашнакцутюн». Еще в 1910 году он оказывал содействие трудоустройству членов дашнакской партии в Баку. Сам же признавался в осуществлении геноцида. После трагических событий 1918 года он сообщал в своем донесении правительству России: «Если бы они (азербайджанские политические силы) взяли верх в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана… Мы воспользовались поводом… и открыли наступление по всему фронту… у нас были уже вооруженные силы – около 6 тысяч человек. У «Дашнакцутюн» имелось также около 3-4 тысяч национальных частей, которые были в нашем распоряжении. Участие последних придало отчасти гражданской войне характер национальной резни, но избежать этого не было возможности. Мы шли сознательно на это…».
Из другого документа следует, что в течение 10 дней – с 20 сентября по 1 октября 1918 года, то есть уже после расстрела «26» – Шаумяну в Красноводской тюрьме предоставлялся продовольственный паек в размере 1,5 рубля, доведенной затем до 2 рублей. Интересно, что в списке получавших продовольствие вторым после Шаумяна значится Анастас Микоян. Как получилось, что Шаумян и Микоян избежали расстрела в туркменской пустыне,- удивляется академик.

По словам Ягуба Махмудова, «пусть Тарасов и местные «тарасовцы» прочтут изданные институтом книги, ознакомятся с нашими публикациями в московском журнале «Современная научная мысль». Мы провели четыре международные конференции, посвященные теме геноцида азербайджанцев и других мусульманских народов Азербайджана. Сборники материалов этих форумов также изданы».

По мнению историка, когда в нашем обществе случается какой-то скандал, закордонные силы стараются выудить из этого пользу для себя. «В то же время изнутри Азербайджана не должно быть пасовых передач, комбинаций  тарасовым. Сожалею, что Тарасов в своей статье почти полностью приводит соответствующее выступление одного нашего писателя (речь идет о заявлении секретаря Союза писателей Азербайджана Чингиза Абдуллаева о закрытии кафе «26»). Наши творческие личности не должны давать повод тарасовым поиздеваться над Азербайджаном, играть на руку проармянским ресурсам и экспертам типа Тарасова. Нашим литераторам следует выступать с народных позиций».

Ученый удивляется и тому, что они не спешат создавать образ Шаумяна и его бандитов, которыми он руководил и которых направлял –  Амазаспа, Лалаяна и Амиряна. «Тем паче, что у историков достаточно исторических документов, кто и что мешает нашим литераторам?», – задается риторическим вопросом академик.

Касаясь случаев коммунистических поползновений, наблюдающихся в последнее время в Азербайджане, академик Ягуб Махмудов отметил, что «те, кто пытаются реанимировать дело 26 комиссаров, оправдать их действия,  выступают с антиазербайджанских позиций, и передают пас нашим недругам».

Напомним, что на днях группа людей посетили могилы комиссаров в Говсане и возложили цветы к ним. Эти люди  назвали себя коммунистами, а создателей Азербайджанской Демократической Республики – «отбросами мусаватистов и дашнаков». При этом они представляют комиссаров, среди которых были и Шаумян, в качестве героев Азербайджана. Кроме того, член Коммунистической партии Азербайджана Адалет Абдинов выступил с заявлением в связи с 99-летием расстрела бакинских комиссаров. Партиец оправдал злодеяния комиссаров армянской национальности тем, что те, мол, вели классовую борьбу и неправильно придавать ей национальную окраску. Также прошла информация о намерении коммунистов страны отметить 100-летие социалистического переворота Ленина.

Отметим, что публикациям информагентства Regnum не следует особо доверять не только из-за его ангажированности в отношении Азербайджана, но и по той причине, что Regnum и в самой России пользуется не лучшей репутацией. Так, в начале года жюри Министерства образования и науки России признало его самым антинаучным – агентство стало лауреатом антипремии «За верность науке», учрежденной ведомством. Она присуждается за проекты, широко распространяющие лженауку.
Отдел по связям с общественностью Института истории НАНА

 

BIR CAVAB BURAXIN