Националисты всех мастей никогда не отличаются особым интеллектом. Любой, кто посмеет высказать сомнение в правоте их убеждений в собственной исключительности, автоматически переносится в разряд врагов.
В полной мере данное высказывание относится к дашнакам, оставившим после себя печальную славу везде, где по их мнению, сходились интересы армянского народа. Если уж говорить прямо, то большего зла, больших горестей армянскому народу не принес никто, как возомнившие о своей исключительности (именно своей, собственной, шкурной исключительности как оправдание насилия над несогласными) дашнаки.
Причем, что характерно для их методики борьбы со здравомыслием, армянин, посмевший выступить против них, подлежал немедленному физическому уничтожению. Одним из таких по-настоящему честных и умных представителей армянского народа был павший от рук этих убийц архиепископ Левон Турян, убитый в конце декабря 1933 года в Нью-Йорке.
Назначенный в 1931 году архиепископом Восточной епархии Армянской апостольской церкви США Левон Турян являлся духовным главой армян Америки. Проживший более полувека (Л. Турян родился в 1879 году) и успевший набраться опыта во время священнослужительства в Греции, Болгарии и Великобритании, архиепископ занял непримиримую с дашнаками позицию.
1 июля 1933 года на всемирной выставке «Век прогресса», проводившейся в Чикаго, праздновался Армянский день. Объективно расценивая реалии воинствующего атеизма в СССР и опасность, нависшую над Эчмиадзином, Л. Турян решил занять не идущую в разрез с политикой СССР позицию. Перед тем, как начать молитву, архиепископ приказал снять со сцены, прежде чем он взойдет на нее, флаг дашнаков, который ранее был флагом Армянской Республики до ее советизации.
Умный политик, радеющий за свой народ, Левон Турян не хотел нервировать представителей советской делегации, участвовавших в этом мероприятии, ведь СССР все еще продолжал бороться с национализмом и подрывной деятельностью не смирившихся с новой властью.
Дашнаки, похоже, совсем не понимавшие политические реалии своего времени, восприняли этот шаг как предательство и санкционировали убийство священнослужителя.
Через несколько дней архиепископ подвергся бандитскому нападению 5 членов «Дашнакцутюн» в городе Вустер, штат Массачусетс. Двое из нападавших получили существенные тюремные сроки.
Понимая, что его здоровье и жизнь находятся в опасности, Левон Турян нанял телохранителя – Коссофа Гаргодияна. Но дашнаки смогли-таки расквитаться со строптивым священником, устроив убийство прямо в церкви перед Рождеством.
24 декабря 1933 года архиепископ Левон Турян проводил службу в Церкви Святого Креста в Вашингтон Хайтс на Манхэттене. Накануне Рождества церковь была полна народу. Коссоф Гаргодиян, телохранитель архиепископа, был уверен, что дашнаки не посмеют напасть на его патрона в божьем доме, да еще в такой день, перед святым праздником.
Но Гаргодиян, видимо, рассуждал с позиции богобоязненного, трудолюбивого армянина, тогда как для дашнаков нет ничего святого, кроме собственной идиотской мантры о своем превосходстве. И убийство священника для них сравнимо с убийством курицы.
В конце процессии, когда архиепископ проходил пятый с конца ряд скамей, он был внезапно окружен группой бандитов, заслонивших собой картину происходящего. Двое из нападавших нанесли епископу смертельные раны ножом для разделки мяса, и как только священник упал, часть бандитов скрылась в толпе. Двое нападавших были схвачены обозленными прихожанами, избиты и выданы полиции.
Убийство священника такого ранга всколыхнуло американскую общественность. Гневные письма поступали в редакции газет ежедневно. Лучшие силы полиции были брошены на розыск убийц.
По горячим следам полиция вскоре задержала еще 7 из убийц, которые оказались членами «Дашнакцутюна». Судебный процесс над бандитами длился 5 недель, и 14 июля 1934 года Мадтэос Лейлегян и Нишан Саркисян были признаны в убийстве первой степени, а другие семеро – в соучастии в причинении смерти первой степени. Лейлегяну и Саркисяну суд вынес смертный приговор, но губернатор Нью-Йорка Герберт Леман заменил смертную казнь на пожизненное заключение без права помилования. Остальные соучастники этого варварского акта отделались длительными тюремными сроками – от 10 до 20 лет.
После убийства архиепископа армянская диаспора Америки разделилась на два противоборствующих лагеря. Сторонники Туряна остались верны Эчмиадзину, тогда как попавшие под влияние дашнаков перешли под власть Киликийского католикоса, резиденция которого находилась в Антелиасе, Бейрут, Ливан. Два противоборствующих лагеря заняли непримиримую друг к другу позицию, часто сводили счеты жестокими драками. Сторонники Туряна справедливо возложили ответственность за содеянное на всю дашнакскую партию.
Но это не первое убийство армянского духовного лица, совершенное армянскими экстремистами. 15 октября 1895 года боевики армянской партии «Гнчак» в селе Согуджак на территории Эрзерумского вилайета Османской империи публично заживо сожгли армянского монаха Пассиха, отказавшегося сотрудничать с этой террористической организацией.
Как видно из приведенных фактов, дашнаки, являющиеся гнилостной плесенью на теле армянского народа, всегда, от момента образования по сегодняшний день, избирали и предпочитали террор любым методам политической борьбы. Подобный подход может говорить лишь об одном – скудоумии, ущербности и неполноценности проводников подобной идеологии. И в будущем их ждет незавидная участь: прах к праху, и будь прокляты забвением ваши имена.